Обжалование действий и актов должностных лиц Укртрансбезопасности в административных судах последнее время начало приобретать характер массовости, превратившись в своеобразный  тренд. В частности это подтверждается и данными Единого государственного реестра судебных решений, по данным которого в 2016 г. было рассмотрено более 170 дел, связанных с превышением габаритно-весовых параметров, а в текущем году таких дел уже более 550-ти.

Во многих случаях суд отменяет акты Укртрансбезопасности и основанные на них расчёты платы как незаконные, для чего есть немало оснований.

Как правило, встретить грамотно составленные представителями Укртрансбезопасности документы довольно сложно. Это, конечно же, можно объяснять совпадением ряда неблагоприятных факторов, в частности – загруженности сотрудников работой и плохих погодных условий. Однако указанные обстоятельства никоим образом не могут учитываться судом в качестве оправдания низкого качества документов и процедурных нарушений.

Основания и порядок начисления платы за проезд

Плату за проезд крупновесовым и (или) крупногабаритным транспортом по автомобильным дорогам общего пользования (далее – Плата) неверно было бы воспринимать как санкцию за правонарушение. Она начисляется с целью компенсации ущерба, наступающего вследствие разрушений, причиняемых крупновесовым и крупногабаритным транспортом автомобильным дорогам.

Основанием для начисления платы является превышение параметров габаритов и фактической массы транспортного средства, установленных в п. 22.5 Правил дорожного движения, более чем на 2%.

Расчет платы за проезд осуществляется согласно Порядку осуществления габаритно-весового контроля и взимания платы за проезд автомобильными дорогами общего пользования транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые и/или габаритные параметры которых превышают нормативные, утверждённому Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2007 г. № 879 (далее – Порядок № 879).

составление тендерной документации

Этот документ устанавливает формулу для расчета и ставки платы за километр пути в зависимости от того, насколько превышены габариты и/или фактическая масса.

Внесение платы за проезд, начисленной по результатам прохождения габаритно-весового контроля – обязательное условие получения разрешения на проезд автомобильными дорогами для крупновесового и/или крупногабаритного транспорта от уполномоченного подразделения Национальной полиции. Такое разрешение можно получить, обратившись к предприятию, уполномоченному Укравтодором, с заявлением о выдаче согласования маршрута не позднее, чем за три дня.

Процедура получения разрешения детально описана в Правилах проезда крупногабаритных и крупновесовых транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами, утверждённых Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2001 г. № 8.

Если движение осуществлялось без разрешения или внесения платы и если хотя бы один параметр превышает нормативы, то плата соответственно увеличивается: при превышении до 10% – в двукратном; на 10-40% – в трехкратном; более 40% – в пятикратном размере.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства об автомобильном транспорте

Административно-хозяйственные штрафы предусмотрены в ст. 60 Закона Украины «Об автомобильном транспорте». В частности, абзац 3 части 1 этой статьи устанавливает штраф в размере 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700 грн.) за предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов без оформления документов, перечень которых определяется статьями 39 и 48 того же закона.

Одним из документов, перечисленных в ст. 48 является разрешение на перевозку грузов с превышением габаритных и весовых параметров либо документ, о внесении платы за проезд, если превышение ограничений менее семи процентов.

Таким образом, если перевозчик не внес плату и не получил соответствующего разрешения, то для него наступают два последствия:

1. начисляется плата с учётом того, что движение осуществлялось без разрешения;

2. налагается административно-хозяйственный штраф в размере 1700 грн.

Отметим, что оба последствия непременно наступают вместе, поскольку предусматривающие их нормы имеют императивный (строго обязательный) характер.

Сделаем небольшое отступление от хозяйственно-правовой проблематики и отметим, что в отношении нарушителя может быть также вынесено постановление в деле об административном правонарушении, предусмотренном ст. 132-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Эта статья устанавливает штрафы за нарушение правил дорожной перевозки опасных грузов и правил проезда крупногабаритных и крупновесовых транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами. Штраф налагается и на водителя (510 грн.), и на должностных лиц, ответственных за техническое состояние, оборудование и эксплуатацию транспортных средств и уполномоченных по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, а также граждан – субъектов хозяйственной деятельности (680 грн.).

По таким делам постановления выносят сотрудники органов Национальной полиции без составления протокола (последний может быть составлен только в случае оспаривания факта совершения правонарушения и административного взыскания).

На время рассмотрения дела транспортное средство временно (не более трёх суток) задерживается путём его блокирования в соответствии с правилами ст. 265-2 КУоАП. Перевозчик имеет право привести габаритно-весовые параметры в соответствие с нормативами путём частичной разгрузки или иным способом. После того, как транспортное средство будет приведено в соответствие с нормативами и внесения начисленной платы, оно направляется на повторный габаритно-весовой контроль, после прохождения которого может продолжать движение по маршруту.

В следующей публикации на эту тему мы рассмотрим особенности процедуры габаритно-весового контроля и составляемых по её результатам документов.

Кандидат юридических наук, доцент

И.Г. Оборотов

Заказать консультацию по вопросам постановлений Укртрансбезопасности.

*Информация не передается третьим лицам