В случае несогласия участника публичной закупки с ее результатами, он может обжаловать решение заказчика о квалификации победителя в Антимонопольный комитет Украины (далее – АМКУ). Стоит отметить, что такая возможность отсутствует в допороговых закупках.

Стоимость подачи жалобы в АМКУ составляет 5000 грн., если оспаривается закупка товаров/услуг и 15000 грн., в случае оспаривания закупки работ. Подробнее о процедуре подачи жалобы в АМКУ мы писали ранее в публикациях.

Проанализировав базу решений АМКУ, наша компания пришла к выводу, что тенденция подачи жалоб в АМКУ в 2017 году участились, и в связи с этим представляем вашему вниманию наиболее распространенные варианты решений АМКУ.

1. В постоянно действующую административную коллегию АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок (далее – Коллегия) обратилось предприятие с просьбой отменить решение об отклонении его тендерного предложения и решения о признании победителя (решение №366-р/ПК-пз).

В ходе рассмотрения этой жалобы Коллегия пришла к выводу о необходимости частичного удовлетворения жалобы, а именно признала решение тендерного комитета о признании победителя недействительным и в связи с этим обязать заказчика отменить процедуру закупки.

Решение о необходимости отмены процедуры закупки возникло из-за того, что в закупке участвовало только два участника. Решением Коллегии было установлено, что заказчик отклонил предложение предприятия, которое подало жалобу, небезосновательно, поскольку оно подало документы, которые не соответствовали условиям закупки. Второй участник, в свою очередь, также не соответствует условиям тендерной документации, которое состояло в том, что он не являлся участником закупки в понимании закона, т.к. не был юридическим лицом.

2. В Коллегию обратилось предприятие, которое просило принять решение, обязывающее заказчика отменить решение об отклонении предложения конкурсных торгов и все решения, которые были приняты после такого решения. Также заявитель просил обязать заказчика заключить с ним договор (решение № 2095-р/ПК-ск).

Решением Коллегии было частично удовлетворено требование, и Коллегия обязала заказчика отменить все решения, которые были приняты после раскрытия предложений.

Основанием для этого послужило то, что причины для отклонения тендерного предложения были надуманы и не соответствовали условиям тендерной документации самого заказчика.

Одним из таких «надуманных» оснований стало то, что заказчик указал отсутствие всех неотъемлемых частей договора как причину, из-за которой предложение не соответствует условиям тендерной документации. Однако в тексте самой документации такого требования не было.

Еще одним «нелепым» основанием дисквалификации стало то, что у предприятия не было на некоторых документах даты и исходящего номера. Такое основание Коллегия тоже посчитала необоснованным, поскольку прямого указания в тексте тендерной документации о необходимости указания даты и исходящего номера не было.

3. Коллегия может не только удовлетворить (или отказать в удовлетворении) требования участника, но и остановить рассмотрение жалобы, которая была допущена.

С жалобой в Коллегию обратилось предприятие, которое просило отменить решение об отклонении тендерного предложения и решение об определении победителем другого участника (решение №4957-р/пк-пз).

Но в ходе рассмотрения и принятия решения Коллегией, заказчик сообщил об отмене процедуры закупки и предоставил протокол заседания комитета по конкурсным торгам заказчика. Причиной отмены было указано невозможность устранения нарушений, которые возникли из-за выявленных нарушений законодательства.

Поскольку предприятие не обжаловало отмену торгов, Коллегия имела основания для прекращения рассмотрения жалобы.

Таким образом, можно прийти к выводу, что возможность обжалования результатов закупок очень высока, если вы найдете несоответствие в причинах отказа  и условиями тендерной документации.

Заказать консультацию по вопросам заполнения тендерной документации.

*Информация не передается третьим лицам