Тендерная документация Прозорро

Победители тендерных закупок в системе «Prozorro» нередко оказываются в ситуации, когда в соответствующем бюджете полностью или частично отсутствуют бюджетные средства, необходимые для оплаты уже предоставленных ими товаров, услуг или работ.

Ситуация, как правило, развивается по такому сценарию:

1. между бюджетным учреждением и субъектом хозяйственной деятельности заключается договор о поставке товаров, предоставлении услуг или проведении работ.

2. в договор включаются пункты примерно с такими формулировками:

  • «в случае отсутствия средств на оплату выполненных этапов (работы) начало финансирования и окончательные расчёты могут быть перенесены»;
  • «с момента поступления бюджетных средств на регистрационный счёт заказчика»;
  • «в случае надлежащего бюджетного финансирования».

3. подрядчик (продавец, поставщик) приступает к предоставлению услуг, выполнению работ (передаче товара) и полностью либо частично выполняет свои договорные обязательства.

4. заказчик заявляет о невозможности оплатить реально предоставленные товары, услуги либо проведённые работы, ссылаясь на какую-либо из вышеуказанных формулировок.

составление тендерной документации

Таким образом, заказчик ставит подрядчика (продавца, поставщика) перед свершившимся фактом: «финансирования нет и когда оно появится – от нас не зависит».

С точки зрения Бюджетного кодекса Украины (далее – БК Украины), алгоритм бюджетного финансирования таков:

1. Законом о Государственном бюджете Украины устанавливается бюджетное назначение – полномочие главного распорядителя бюджетных средств (бюджетное учреждение в лице его руководителя, далее — распорядитель), имеющее «количественные, временные и целевые ограничения» и позволяющее представлять бюджетные ассигнования. Иначе говоря, у распорядителя есть некий лимит бюджетных средств, который он может использовать в течение бюджетного периода на определённые цели. В пределах бюджетных ассигнований распорядитель составляет смету, бюджетную программу.

2. Распорядитель в рамках бюджетных ассигнований принимает бюджетное обязательство путём размещения заказа, заключения договора, приобретения товара, услуги или осуществления иных аналогичных операций. Процедура размещения заказа и заключения договора, как правило, осуществляется по правилам, предусмотренным Законом Украины «О публичных закупках».

3. После выполнения подрядчиком (продавцом, поставщиком) своих обязательств, что подтверждается соответствующим документом (акт выполненных работ, акт приёма-передачи и т.п.), заказчик обязан произвести оплату по правилам ст. 49 БК Украины, т.е. выдать платёжное поручение соответствующему органу Казначейства.

На третьем этапе и возникает проблема, которая, по мнению бюджетной организации, будет разрешена в её пользу. При этом бюджетная организация ссылается на ч.2 ст. 49 БК Украины, в которой говорится, что Казначейство осуществляет платежи по поручениям распорядителей бюджетных средств при одновременном совпадении трех обстоятельств:

1. наличие соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учёте выполнения бюджета;

2. наличие утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);

3. наличие у распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетных ассигнований.

тендерная документация Прозорро

Юридический анализ приведённой нормы позволяет сделать вывод о её  неверной трактовке в ряде случаев.

Подчеркнём, что главный распорядитель бюджетных средств может брать на себя бюджетные обязательства и осуществлять платежи только в пределах бюджетных ассигнований (ч.1 ст. 48 БК Украины), с учётом объёма которых составляется смета. Соответственно, затраты, предусмотренные договорами, заключаемыми бюджетными учреждениями, заранее предусмотрены сметой и находятся в пределах бюджетных ассигнований. При отсутствии ассигнований главный распорядитель бюджетных средств не вправе брать на себя бюджетные обязательства (ч. 4 ст. 48 БК Украины признаёт такие обязательства недействительными, а убытки и/или вред, причинённые этими обязательствами, взыскиваются с виновных в их принятии лиц в судебном порядке).

Таким образом, если бюджетное обязательство взято в рамках бюджетных ассигнований, главный распорядитель бюджетных средств не может ссылаться на отсутствие финансирования, поскольку соответствующее обязательство было принято уже после получения финансирования.

Если же оплата по договору должна производиться поэтапно, в течение нескольких бюджетных периодов, то согласно ч.1 ст. 48 БК Украины платежи осуществляются, «учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет…». То есть и с этой стороны выходит, что получив бюджетные ассигнования, распорядитель обязан предусмотреть в смете финансирование по обязательствам прошлых лет.

Из всего сказанного вытекает, что без наличия бюджетных ассигнований договор не может быть заключён, а если он всё-таки был заключён и подрядчик (продавец, поставщик) свои обязательства выполнил – понесённые убытки и/или вред должно возместить лицо, подписавшее договор.

Договор же, подписанный на законных основаниях и в рамках бюджетных ассигнований, подлежит обязательному исполнению обеими его сторонами.

В одной из следующих публикаций на нашем веб-сайте мы проанализируем гражданско-правовой аспект применения отлагательных обстоятельств в договорах с бюджетными учреждениями.

Кандидат юридических наук, доцент

И.Г. Оборотов

Заказать консультацию по вопросам подготовки тендерной документации.

*Информация не передается третьим лицам