После принятия Постановления Кабинета Министров Украины № 567 от  13.06.2017г. «Про утверждение критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных и исчерпывающего перечня документов, достаточных для принятия решения про регистрацию налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» (далее – Критерии) частым явлением стала практика блокировка налоговых накладных органами Государственной фискальной службы (далее — ГФС) при их регистрации.

Так была создана и запущена Система автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков, достаточных для приостановления их регистрации в едином реестре налоговых накладных.

Начиная с 1 июля 2017 года мониторинг и фактическое приостановление налоговых накладных/расчетов корректировки осуществляется на основании данных, которые указывает сам плательщик – отчетные показатели плательщика, существующая налоговая информация и информация, которая подается в соответствии с дополнением к Критериям (если эта информация учтена Комиссией ГФС Украины).

Следует сразу отметить, что не все налоговые накладные и расчеты корректировки подлежат мониторингу. В Критериях существует перечень признаков, наличие которых исключает проведение их мониторинга.

Данные критерии предусмотрены подпунктами 1 – 4  п. 5 Критериев. Например, не подлежит мониторингу накладная, которая не подлежит передачи покупателю (получателю). Это могут быть накладные, которые составляются при осуществлении операций поставки с неплательщиками НДС, получении услуг от нерезидента, при осуществлении экспортных операций и др.

Не подлежат мониторингу и накладные, которые составлены по операциям, которые освобождены от налогообложения, если объем поставки в накладной составляет меньше 500 тысяч гривен (за текущий месяц с учетом поданной накладной), а руководитель предприятия занимает аналогичную должность не более чем в трех действующих субъектах хозяйственной деятельности.

В соответствии с Критериями предусмотрено два основания для блокировки накладных.

аутстаффинг IT

Первое – объем поставки товаров/услуг (указанных в накладных) в 1,5 раза больше остатка разницы объема покупки на таможенной территории Украины такого товара/услуги и/или ввоза на таможенную территорию такого товара. А также перевес (более 75% общего остатка) в остатке товаров с кодами, которые указываются ГФС.

Если ГФС находит соответствие с данным критерием – регистрация накладной приостанавливается, но при условии, что сумма НДС больше чем среднемесячная сумма оплаченных ЕСВ и общеобязательного государственного социального страхования за последние 12 месяцев.

Второе основание – отсутствие  лицензий, которые дают право на производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную торговлю подакцизными товарами, касаемо товаров, которые указаны в накладной, которая подана на регистрацию.

Это означает, что если вы указали в накладной товар, операции с которым подлежат лицензированию, а у вас такие лицензии отсутствуют (аннулированы или их действие приостановлено) – это основание для приостановления регистрации накладной.

В случае приостановления регистрации накладной контролирующий орган присылает в электронном виде квитанцию про такое приостановление. В данной квитанции должен быть указан порядковый номер и дата составления накладной, критерий, по которому была приостановлена регистрация, предложение предоставить объяснение и необходимые документы, которые дадут основания для дальнейшей регистрации накладной. Для этого у плательщика есть 365 дней.

После получения такой квитанции необходимо правильно и точно заполнить Таблицу данных плательщика налога (форма предусмотрена в Критериях).

Заполнять форму следует предельно внимательно, поскольку она даст возможность не только возобновить регистрацию накладной в данный момент, но и предотвратить приостановление последующих однотипных накладных.

аутстаффинг IT

Критериями также предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые необходимы для принятия решения.

Плательщику налогов следует подавать только те документы, которые касаются указанной в накладной операции.

Объяснение подается в виде уведомления, форма которого также утверждена Критериями, и все поля в нем являются обязательными для заполнения.

Все документы подаются в электронном виде. После отправки плательщик получает две квитанции. Первая подтверждает факт передачи документа в электронном виде, а вторая указывает на статус документа (принят/не принят).

Решение о регистрации или отказе в регистрации накладной отправляется плательщику на протяжении 5 рабочих дней, после получения объяснений.

Отказать в регистрации могут в случае если:

— не предоставлены объяснения, подтверждающие информацию, указанную в накладной;

— не были поданы все необходимые копии документов;

— предоставленные документы составлены с нарушением законодательства и/или не достаточны для принятия решения.

Решение про отказ в регистрации можно оспорить в Комиссию по рассмотрению жалоб ГФС Украины. Срок для подачи такой жалобы – 10 календарных дней после получения решения комиссии ГФС об отказе в регистрации накладной.

Срок рассмотрения жалобы не может превышать 10 календарных дней со дня получения жалобы. Также срок не может быть продлен. Если обоснованное решение по жалобе плательщика не отправляется на протяжении 10 дней, считается, что такая жалоба полностью удовлетворена в пользу плательщика со дня, который следует за последним днем указанного срока.

Заказать консультацию по вопросам блокировки регистрации налоговых накладных или обжаловать решение о блокировке в судебном порядке.

*Информация не передается третьим лицам