Статья6-обложка

Сегодня трудно представить хотя бы одного человека, который никогда в своей жизни не покупал товары или не заказывал услуги через Интернет. Нет, правда, даже пожилое поколение предпочитает утомительным походам на рынок в поисках саженцев для дачи – серфинг по всемирной паутине и заказ оных через интернет-магазин.

Естественно, с увеличением массы сделок, осуществляемых в Интернете, возрастает и количество спорных ситуаций, а так же нечистоплотных предпринимателей, которые в погоне за деньгами, пренебрегают законом и злоупотребляют доверием своих покупателей.

Сегодня, как Вы уже успели догадаться, речь пойдет о суде с интернет-магазинами.

Сегодня, как Вы уже успели догадаться, речь пойдет о суде с интернет-магазинами.

Традиционно предлагаем разобраться с правовым статусом интернет-магазинов. Специального нормативно-правового документа, который давал бы определение понятию «интернет-магазин», а также регламентировал бы его деятельность, нет.

Учитывая тот факт, что в основном посредством интернета осуществляется продажа товаров либо услуг конечным потребителям, то данный вид хозяйственной деятельности фактически соответствует розничной торговле. Основными нормативно-правовыми актами, которые регламентируют осуществление розничной торговли, являются: Гражданский кодекс Украины (далее – ГК Украины), Налоговый кодекс Украины, Закон Украины «О защите прав потребителей» (далее — ЗУ «О защите прав потребителей») и ряд прочих подзаконных нормативно-правовых актов.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов обращаем Ваше внимание на существование Приказа Министерства экономики Украины № 103 от 19.04.2007г. «Об утверждении Порядка продажи товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений» (далее в тексте – Порядок). Именно данный Порядок дает определение понятию «дистанционная торговля» и указывает среди перечня способов дистанционной связи — Интернет.

Заказывая товар в интернет-магазине, Вы фактически заключаете с продавцом договор купли-продажи.
Таким образом, подводя промежуточный итог, можно сказать, что торговля через Интернет – это дистанционная розничная торговля товарами/услугами, осуществляемая вне торговых или офисных помещений, на основании договора между покупателем и продавцом.

Интернет-магазин – платформа для осуществления дистанционной розничной торговли, либо торговли на заказ

Учитывая, что в большинстве своем покупателями интернет-магазинов, как правило, являются физические лица, логично было бы разобраться, какая организационно правовая форма стоит за личностью продавца интернет-магазина.

Суд с интернет-магазином

Проанализировав статистику споров с интернет-магазинами, мы можем утверждать, что подавляющее большинство интернет-магазинов функционируют под зарегистрированным физическим лицом-предпринимателем. Данная организационно-правовая форма помогает минимизировать налоговые расходы и более удобна в бухгалтерском обслуживании. Однако, довольно часто среди форм хозяйствования интернет-магазинов можно увидеть и общества с ограниченной ответственностью. Как правило, ООО встречаются среди крупных интернет-магазином (Rozetka и т.п.), либо торговых сетей (магазин «АЛЛО» и т.п.).

Определить кто является субъектом правоотношений и выступает в качестве продавца товара можно, проанализировав товарно-сопроводительные документы: товарно-транспортные накладные, чеки, расходные накладные, счета на оплату и пр. Кроме того, к продавцу, осуществляемому торговлю через интернет-магазин, применяются общие требования ЗУ «О защите прав потребителей», согласно которых он обязан донести до клиентов информацию о том, кто именно осуществляет хозяйственную деятельность и разместить свои регистрационные документы на сайте.

Определить, кто является продавцом крайне важно с точки зрения определения ответчика в случае возникновения необходимости обращения с исковым заявлением в суд.

Поэтому, мы рекомендуем Вам заблаговременно поинтересоваться у кого Вы собираетесь приобрести товар. Вы можете ознакомиться с разделом «о компании» или «контакты», а если таковых на сайте интернет-магазина нет, то запросить у продавца его регистрационные документы. Такие, казалось бы, простые действия смогут значительно обезопасить Вас.

Торговлю через интернет-магазины, как правило, осуществляют физические лица-предприниматели, либо общества с ограниченной ответственностью

Теперь, давайте рассмотрим практические рекомендации в случае возникновения спорной ситуации при покупке товара через интернет-магазин.

Условно проблемы, с которыми может столкнуться покупатель, мы разделим на две категории: 1) товар был оплачен, но при получении было выявлено несоответствие качества, количества и пр. характеристик; 2) товар был оплачен, но не получен вообще.

В первом случае Вам необходимо задокументировать факт несоответствия качества товара. Сделать это можно при помощи фото/видео фиксации, отказаться от приемки товара в месте его получения, при этом заполнить соответствующую графу в товарно-транспортной накладной.

Суд с интернет-магазиномДалее Вам необходимо подготовить и направить продавцу претензию, в которой установить срок для замены товара на аналогичный товар надлежащего качества, либо возврата оплаченных денежных средств.

Если реакция на претензию окажется неудовлетворительной, либо же продавец откажется выполнять Ваши требования, Вам необходимо будет обратиться с исковым заявление о защите прав потребителя в суд.

В данном случае исковыми требованиями Вашего заявления будут следующие.
Во-первых: расторгнуть договор купли-продажи, заключенный с ответчиком, согласно ст. 8 ЗУ «О защите прав потребителей».

Во-вторых: в случае наличия существенного недостатка полученного товара – вернуть оплаченные Вами деньги за такой товар. Под «существенным недостатком», согласно п. 12 ст. 1 ЗУ «О защите прав потребителей» подразумевается — недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, возникший по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из следующих признаков:
а) он вообще не может быть устранен;
б) его устранение требует более четырнадцати календарных дней;
в) он делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором.

В случае, если недостатки не существенные – обязать продавца произвести замену товара либо его ремонт.

В-третьих (по Вашему усмотрению): взыскать с продавца моральный ущерб, согласно ст. 22 указанного выше закона.

За подачу исковых заявлений о защите прав потребителя Вы освобождаетесь от оплаты судебного сбора.

Если товар не соответствует качеству, Вы можете просить продавца обменять его на аналогичный, либо вернуть оплаченные за него деньги

Рассмотрим второй вариант, самый пессимистичный – Вы оплатили товар, но продавец исчез.

Суд с интернет-магазином

В данном случае, Вам необходимо соблюсти указанную выше процедуру направления претензии. Скорее всего, Ваша претензия останется без удовлетворения. В таком случае, Вы также должны будете обратиться с иском в суд. Отличие искового заявления от первого случая будет заключаться в том, что сделка фактически не состоялась. То есть, Вам необходимо будет применить положения ст. 665 ГК Украины, а именно — отказаться от договора купли-продажи и взыскивать с ответчика сумму оплаченных денежных средств.

Дополнительно обращаем Ваше внимание на возможность обращения с заявлением о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 190 УК Украины (Мошенничество). Так, согласно ч. 1 ст. 190 УК Украины, завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничеством) карается штрафом до 50 необлагаемых минимумов доходов населения или общественными работами на срок до 200 часов, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 3 лет.

После получения решений суда о возврате денежных средств, как в первом, так и во втором случаях, Вы имеете возможность обратиться в территориальный отдел исполнительной службы (по месту регистрации продавца) и требовать исполнения решения суда в принудительном порядке.

ПОДЫТОЖИМ

Получить подробную консультацию по вопросу спора с интернет-магазином в городе Николаеве, а также заказать исковое заявление о защите прав потребителя можно связавшись с нашим специалистом при помощи любого, из удобных для Вас, способов.